Ребенок может использовать телефон только в случае угрозы его здоровью и жизни, говорится в документе
Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях закон о запрете использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Его авторами выступили депутаты от всех партийных фракций. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил: «родители и учителя просили поддержать эту норму, принятое решение повысит качество образования наших детей». Как обстоят дела в школах Северной Осетии, выяснял наш корреспондент.
Отныне современным Сыроежкиным и Гусевым придется обходиться без гаджетов. Теперь звонки – только на урок и перемену. Интернет под партой – под запретом. Накануне депутаты Госдумы приняли в окончательном чтении закон, запрещающий школьникам использовать телефоны на уроках даже в образовательных целях.
Сармат Шавлохов, депутат парламента РСО-А, председатель совета регионального отделения «Движения первых»: «Ко второму чтению будут вноситься и поправки. Мы проведем слушания. Нам хочется обсудить это и с родительским сообществом. И с педагогическим сообществом. Услышать мнение наших детей».
Эффективность образовательного процесса отдельные учебные заведения решили повышать, опираясь на рекомендации СанПин и внутришкольные инструкции. Уроки вне зоны доступа в гимназии «Диалог», к примеру, с согласия родительской общественности практикуют уже пятый год.
Алина Таказова, мама ученика: «Этот эксперимент с отсутствием цифровых устройств на уроках у нас начался в 5 классе, когда на родительском собрании было принято решение ограничить детей в использовании телефонов во время учебного процесса. У меня за 4 года ни разу не возникло сложности связаться со своим ребенком, если вдруг он мне срочно нужен во время учебного процесса».
Сдай телефон – и учись спокойно. Каждое утро в 9 «В» начинается уже с привычной процедуры. Отработанная годами внутришкольная практика этих ребят теперь стала федеральным законом. А педагоги охотно делятся накопленными за годы эксперимента наблюдениями.
Оллана Елканова, учитель английского языка, классный руководитель 9 «В» класса гимназии «Диалог»: «Мы поняли, что у ребят появляется больше времени повторить материал перед уроком, меньше бывает соблазна пользоваться соцсетями, которые их только отвлекают от учебного процесса. И внимание улучшилось, и больше стали общаться друг с другом тоже».
В первом чтении закона было не все так строго. Смартфоны хотели разрешить использовать в образовательных целях. Но закон, вероятно, не смог нащупать ту тонкую грань, где полезная опция граничит с вредной привычкой.
Альберт Кайтмазов, ученик 9 «В» класса гимназии «Диалог»: «Я не считаю этот закон правильным, т.к. на эту проблему можно взглянуть и с обратной стороны. Не всегда телефоны, планшеты и другие устройства вредят образовательному процессу. Если нужно подготовиться к докладу – эти устройства приносят больше пользы, нежели вред. И также это оперативный доступ к информации».
Для Альберта Кайтмазова цифровые технологии, что дом родной. В свои 15 на научной конференции он уже защитил первое разработанное им виртуальное приложение. «ВикиБот» – симбиоз цифрового сервиса электронных книг и универсальной интернет-энциклопедии должен был по замыслу юного разработчика облегчить не только жизнь, но и школьный ранец сверстников по всей стране.
Альберт Кайтмазов, ученик 9 «В» класса гимназии «Диалог»: «Здесь бот создает специальную базу в которую будут загружаться книги.Ресурс бота позволяет использовать неограниченное количество книг в своей базе данных».
Закон есть закон. Соблюдать его надо, но и вопросов к деталям немало.
Бэла Икаева, директор гимназии «Диалог»: «Родители часто меня спрашивают: «Кто будет отвечать за пропажу телефона?». Я понимаю – это дорогая вещь, каждый родитель обеспокоен, чтобы вещь его ребенка была в целости и сохранности. И мы несем за это ответственность. Мы уже с коллегами на педсовете обговаривали этот вопрос – продумываем даже дизайн этих ящичков. Чтобы это была эстетика и соблюдены все нормы были – как и в чем будут храниться телефоны».
Всегда ли запрет – самый эффективный способ решить проблему? Пока педагоги и родители пытаются найти в недрах закона ту самую истину, психологи ставят под сомнение новую инициативу в образовательной политике страны.
Алена Рамонова, психолог, психотерапевт: «Я за то, чтобы мотивировать детей, а не запрещать им что-то делать. С точки зрения ребенка уход в телефон – способ справится со скукой. Это говорит о том, что снижена мотивация к обучению подростков и детей в школе. Решает ли запрет телефонов эту проблему – конечно нет! Для того, чтобы ребенок был замотивирован, наша задача – изменить технологию преподавания, методику преподавания».
Ребенок может использовать телефон только в случае угрозы его здоровью и жизни, говорится в документе. Поправки, по словам парламентариев, должны повысить дисциплину. Закон вводит норму, но правила утверждают на местах.
Если говорить о деталях, то закон запрещает ученикам пользоваться мобильниками, но как же быть с умными часами и планшетами? Этот вопрос на откупе у регионов, т.е. субьекты на свое усмотрение могут полностью запретить ученикам пользоваться гаджетами на уроках.
Законопроект называют законом о запрете телефонов. Но изменения, которые мы ждем, – шире!
Ибрагим Багаев, советник министра образования и науки РСО-А: «Мы сегодня говорим о том, что у телефона могут быть учебные задачи, это может быть средство образовательного процесса, но в первую очередь мы должны говорить, что у нас есть учитель, у нас есть урок, и наша задача – обеспечить этот самый гармоничный, качественный урок, чтобы ребенок после звонка вышел с определенными остаточными знаниями».
В каких рамках позволят действовать педагогам – вопрос открытый. Можно забрать телефон на уроке и вернуть на перемене, а можно ведь прибегнуть и к крайне радикальным мерам. Авторы поправок считают, что определять наказание смогут учителя и родители на собраниях. Ну а детям остается только надеяться, чтобы взрослые лишнего не придумали.