Много лет к могиле матушки ходят за помощью и заступничеством
Комиссия по канонизации святых Владикавсказской и Аланской епархии собирает информацию и свидетельства о старице Анастасии Андреевой. Много лет к могиле матушки ходят за помощью и заступничеством, ей молятся, ее благодарят. В рамках празднования 1100-летия крещения Алании в очередной раз поднят вопрос о прославлении владикавказской Анастасии в лике святых. Попытки создать жизнеописание старицы предпринимаются с 90-х годов ХХ века, но собрать подробную информацию до сих пор не удавалось.
Вот уже почти 100 лет к месту захоронения старицы Анастасии в Ильинской церкви идут люди. Они просят помощи и заступничества. Вопрос о прославлении в лике святых Анастасии Андреевой поднимался долгие годы.
Евгений (Попович), протоиерей, председатель комиссии по канонизации святых Владикавказской и Аланской епархии: «На сегодняшний день практически все документы подготовлены для того, чтоб передать в Синодальную комиссию по канонизации святых, остается нам совсем малое, это свидетельства народа о чудотворной помощи по молитвам матушке Анастасии. У нас есть определенное количество этих свидетельств, мы их скрупулезно собираем».
Собрать биографию Анастасии Андреевой было непросто – документов с упоминанием ее имени практически не сохранилось. Родилась она в конце 1860-х годов, прожила более 60 лет, но остались только устные воспоминания.
Евгений (Попович), протоиерей, председатель комиссии по канонизации святых Владикавказской и Аланской епархии: «Предположительно, матушка Анастасия была дочь купцов Андреевых, Христофора Андреева, который жил во Владикавказе, мы знаем знаменитые андреевские дома, которые находятся на проспекте, андреевские бани, сады андреевские, и история матушки Анастасии нам известна лишь из устных описаний, фактически никаких документов не сохранилось».
Феликс Киреев, историк: «Один документ, это когда ее отец подавал на подданство Российской империи, она в перечне его детей указана. Они сами были сербы, с территории Албании, и он как турецкоподданный с братьями приехал».
Христофор Андреев был известным меценатом и благотворителем, попечителем Ольгинской гимназии. По немногим воспоминаниям, его дочь Анастасия пришла к Богу, после того как овдовела во второй раз. Она раздала все свое имущество и ушла из особняка отца в скромное жилище на Курской слободке, затем вовсе переселилась в ветхий домик на набережной Терека. К старице шли за благословением, поддержкой и советом.
Феликс Киреев, историк: «По преданию она сама избрала место своего захоронения в ограде Ильинской церкви, сказав, что это единственное кладбище, которое не будет разрушено. И второй момент, который тоже был, когда в 42-м году войска подходили к Владикавказу, а здесь были укрепления, солдаты находились, и она привиделась кому-то из солдат или местных жителей, и сказала, что там, где я похоронена, враг не подойдет. А как раз наступление шло именно по этой трассе, двигались на Владикавказ по нынешней Барбашова и Дзержинского, и как раз бы они вышли на Ильинскую церковь».
Некоторое время после войны не было сведений о том, где находится могила старицы Анастасии. Ее удалось найти по воспоминаниям очевидцев, указавших на каменный крест, который хранится в часовне. Остались воспоминания современников Анастасии Андреевой о том, как ее молитвами люди получали помощь и утешение.
Феликс Киреев, историк: «Была у нас проездом, некоторое время жила графиня Урусова, она была здесь в 1920-21 годах, она видела Анастасию, и уже тогда оее называла как почитаемую во Владикавказе. Это свидетельство очень важно, потому что это не сегодняшние воспоминания. И она описывает Владикавказ 20-х годов, где она ее встретила, разговаривала. Это говорит о том, что уже к 1917 году она была известной почитаемой старицей».
Ангелина Тедеева, свечница храма пророка Ильи: «В видя, как люди идут к ней, сперва со своими горестями, со своими какими-то переживаниями, а потом с охапкой цветов, у нас цветы никогда не переводятся у матушки Анастасии, это не мы покупаем, это приносят люди в благодарность ей. Часовня тоже отстроилась в благодарность, люди, которым она помогала, помогали в строительстве».
Евгений (Попович), протоиерей, настоятель храма пророка Ильи, председатель комиссии по канонизации святых Владикавказской и Аланской епархии: «Мы собираем все эти свидетельства и будем рады, если кто-то еще пополнит своими свидетельствами о чудотворной помощи по молитвам матушке Анастасии, и будем рады всем, кто к нам будет приходить».
Для составления жизнеописания Анастасии Андреевой важна любая информация. Ей можно поделиться со священнослужителями храма Пророка Илии.