Сельчане переживают, что могут лишиться участка для выпаса домашнего скота, а также прямого доступа к сельскому кладбищу
Дорога на Моздок меняет траекторию. На пути трассы обнаружилась часть древнего аланского городища. Чтобы сохранить исторические ценности, было принято решение внести изменения в масштабный план строительства. Но оказалось, что не все с ним согласны.
Горячий асфальт под напором катка растекается дорожным полотном. Более одного километра и 30 единиц техники под палящим солнцем. Нижний слой дородежды в 5 сантиметров на этом участке практически готов. Появится еще верхний – семисантиметровый. Работы ведутся сразу на нескольких участках.
Техника не замолкает даже ночью. К концу года подрядчик должен сдать почти 58 километров трассы третьей категории от Зильги до Сухотского, что называется, под ключ. Предстоит благоустроить придорожную зону, установить барьерное ограждение и систему освещения, оснастить знаками и разметкой. К реконструкции приступили прошлым летом, местами дорога строится с нуля. Так, почти 8 километров пришлось прокладывать сквозь лесной массив.
На 24-м километре автодороги работы ведутся в зоне лесополосы. Здесь должны снизить уровень полотна и благоустроить откосы. Параллельно работает около 80 единиц техники практически в круглосуточном режиме
12 метров в ширину, 8 из них под проезжую часть. Этот участок дороги появился недавно. Специалистам пришлось понизить уровень на 4,5 метра. Необходимо вывести около 350 тыс кубов земли. Новые откосы засыплют черноземом и засеют травой.
Участок очень сложный, здесь много земляных работ: выемки, насыпи мы переводим сейчас. Здесь одновременно работает 14 экскаваторов, 31 самосвал. Работы ведутся несмотря ни на что.
На реконструкцию дороги было выделено более 2 миллиардов рублей. Финансирование гарантировал федеральный центр после того, как глава республики Вячеслав Битаров предложил восстановить кратчайший путь до Моздока. Идею поддержал президент страны.
Летом 2019 была заложена капсула с землей. А в этом году на первых 800-х метрах дорожники во время работ обнаружили объекты, которые представляют археологический интерес. На этом участке строительство приостановили. Появилась необходимость перенести нулевой километр. Подходящей стала территории близ селения Зильги.
Николай Песьяков, пресс-секретарь комитета дорожного хозяйства РСО-А: «По согласованию с АМС Правобережного района и Росреестром мы пришли к выводу, что легче всего и проще всего проложить дорогу, которая не обременена никакой собственностью. И сегодня по этой новой дороге готовят проектную документацию».
Этим фактом были озабочены жители села. Их беспокоит такое близкое соседство с трассой. Говорят, что могут лишиться участка для выпаса домашнего скота, а также прямого доступа к сельскому кладбищу.
Руслан Мисиков, житель с. Зильги: «Село будет зажато клещами между трассой «Кавказ» и дорогой на Моздок. Это пастбище, там пасется скот, вечером дети играют в футбол и подвижные игры. Дальше – загазованность. Людям трудно будет посещать кладбище. Вот эти вопросы прошу рассмотреть руководству республики».
С жителями уже встречались представители районной администрации. Как пояснил глава муниципального образования Сослан Фраев, необходимо рассказать о проекте людям детально, так как их озабоченность связанна с незнанием того, где будет проходить участок магистрали.
Сослан Фраев, глава МО Правобережный район: «Участок земли – это районная земля. Сейчас мы готовим все необходимые документы для того, чтобы в дальнейшем на этом участке проект реализовывался. Озабоченность людей понимаем, потому что для жителей селения Зильги это было неожиданностью. Мы встречаемся, объясняем им. Будет возможность, когда привлечем все заинтересованные стороны, чтобы объяснили людям, как этот участок будет проходить, рассказывали безопасность и скотоперегонники. И проект, который мы представим, я думаю, доходчиво людям объясним. И публичные слушания будут тоже в селе. Поэтому, я думаю, вопрос мы решим».
Зильгинцы смогут принять участие в открытых слушаниях, их мнение обязательно учтётся, заверил глава Правобережного района. Тем более, они, как и все жители республики, рады тому, что прямой дороге на Моздок дали вторую жизнь. Это направление всегда имело стратегическое, экономическое и даже историко-культурное значение. Появилась как часть Военно-Грузинской дороги еще в царское время при Александре I. А в 90-е годы утратила свою функциональность, так как автомагистраль перестали обслуживать.
Дорожная артерия будет проходить исключительно по территории Северной Осетии, значительно сэкономит время в пути, а главное напрямую соединит самый отдаленный район с Владикавказом и откроет доступ к основным рынкам Моздокским сельхозпроизводителям. Несмотря на то, что на некоторых участках пока идет подготовка основания из щебня и отсыпка слоев, эту дорогу уже используют водители.