К нашумевшему вопросу строительства дороги Владикавказ – Моздок через территорию городища подключилась прокуратура
Дорога на костях. Так в СМИ окрестили строительство трассы Владикавказ – Моздок. Один из ее участков затрагивает территорию древнего аланского поселения. Зильгинскому городищу около 2000 лет и оно хранит много нераскрытых тайн. Как отмечают эксперты, строительство дороги в Моздок золотыми буквами войдет в историю Осетии, но сотрет с лица земли память о предках-аланах.
Несколько десятков гектаров земли на подъезде к Старому Батако. На первый взгляд ничем не примечательных. Но глаз археолога видит здесь уникальный исторический памятник. Когда-то на этом месте стояло и развивалось древнее Аланское поселение.
Зильгинское городище, по словам историков, представляет огромную ценность как научную, так и культурную. В 60-х и 80-х годах прошлого века, раскопки здесь привели к ряду важнейших открытий. Сейчас на смену легким полевым инструментам археолога пришла строительная техника, фактически сравнявшая с землей большую часть исторического памятника. Осколки керамической посуды, рельефы фундаментов, кости животных и другие свидетельства когда-то бурлившей здесь жизни, стали основанием будущего дорожного полотна.
Только на этом откосе невооруженным глазом видны предметы жизнедеятельности наших далеких предков. Трудно представить, сколько исторических артефактов было уничтожено строительной техникой.
На фото со спутника вид сверху на Зильгинское городище. Здесь хозяйственные ямы, рвы, холмы, на которых строились жилые дома и самое важное место – цитадель. Дорога здесь проходит давно. Но расширили ее так, что скосило важные объекты ландшафта. Сама цитадель тоже пострадала. Была задета часть ее стены.
Рустем Фидаров, заместитель директора института истории и археологии РСО-А: «Почему это происходит? Почему у нас в республике и не только у нас разрушаются археологические памятники? Дело в том, что строители и хозяйственники вообще стремятся сэкономить на чем-то. Как правило, экономят на археологии. Между тем археологические памятники – это достояние не республики, не наше. Это достояние государства. Не только современного. Это достояние наших потомков. Тех поколений, которые будут жить после нас и тоже захотят исследовать свою историю и гордиться своими археологическими памятниками».
Прекратить работы на месте археологического объекта. Такое распоряжение дал подрядчику Комитет дорожного хозяйства. В проектно-сметной документации на реконструкцию дороги было учтено, что на определенных ее участках может быть обнаружено что-то представляющее археологическую ценность. Но то, что дорога коснется старого городища именно здесь, для комитета стало неожиданностью.
Николай Песьяков, пресс-секретарь комитета дорожного хозяйства РСО-А: «Руководитель отдела строительства комитета вместе с представителями археологического центра Борисом Караевым проехали по дороге и определили 3 потенциальных места. О месте, которое огорожено, мы не говорим. Оно огорожено. Работы прекращены. До начала работ на этом месте археологов. Которым будет предоставлена возможность разобраться, что там есть».
Нельзя выбирать между исторической ценностью и дорогой. Оба объекта важны. Утверждает директор института истории и археологии Руслан Бзаров. Важно сохранить и досконально изучить находку.
Руслан Бзаров, директор института истории и археологии РСО-А: «Это памятник, который не имеет на территории Российской Федерации в эту эпоху начала новой эры аналогов по масштабу сооружений, городской застройки фортификационных валов, стен, цитадели, через которую, кстати говоря, тоже проходит дорога, построенная еще в середине 20 века. Если сегодня еще можно что-то исправить, нужно пытаться это сделать».
Сейчас сотрудники комитета по охране и использованию объектов культурного наследия изучают этот вопрос. В первую очередь, поднимаются архивы, чтобы найти материалы, говорящие о том, что на месте расширения трассы уже проводились раскопки в прошлые годы и сейчас для археологов именно этот участок не представляет ценности. Кроме того, кости, найденные на месте работ, по предварительным данным, не человеческие. Чтобы это подтвердить или опровергнуть материалы послали на экспертизу.
Эмилия Агаева, председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-А: «То, что там находится городище федерального значения, об этом знали все. И везде есть эта информация. Стечение обстоятельств. Раньше времени подрядчик приступил к выполнению работ. И работы были приостановлены. Мы выезжали с дорожниками на место. И полное понимание руководства республики есть, что нужно перекрыть дорогу, провести экспертизу и, если нужно, начать раскопки. Я думаю, это вопрос довольно не простой. К этому нужно подойти внимательно, вдумчиво. И чтобы это подтверждалось документацией. Чем мы и занимаемся».
Сейчас дорожники убрали с участка всю технику. По словам представителя комитета дорожного хозяйства, закон обязывает передать в ведение археологов территорию, представляющую ценность. Сейчас вопросом городища занимается прокуратура республики.