Доходы средств массовой информации зависят от количества рекламных контрактов, а их в период пандемии стало в разы меньше
Внести СМИ в список отраслей, пострадавших от пандемии, – с такой просьбой уже не раз обращались к правительству России. Дело в том, что доходы СМИ зависят от количества рекламных контрактов. А их стало в разы меньше. Ведь испытывая трудности, бизнес-сообщество значительно экономит на своей рекламе. Как с ограниченными ресурсами информационно обеспечивают население? – материал ГТРК «Алания».
Главный редактор главной газеты республики «Северная Осетия» Марина Битарова показывает, как изменилась газета внешне и по наполнению. Режим самоизоляции внес существенные коррективы. Если раньше над номером трудилось порядка 50 человек, то сейчас в пять раз меньше. Была создана рабочая группа, составлен график дежурств, остальные – отправились на «удаленку». Тем не менее, работа не останавливалась ни на день. Журналисты продолжают собирать для читателя самую актуальную информацию. Статус ежедневного издания обязывает.
Марина Битарова, главный редактор газеты «Северная Осетия»: «Достаточно материалов, то есть нехватки у нас нет. Другое дело, я озвучивала, что из трех корректоров, только один в молодом возрасте, другие сотрудники старше 65, и если этот большой формат А2 будет один корректор читать, то он физически этого не сможет сделать».
Тем не менее, постарались, чтобы люди не потеряли в зарплате. Несмотря на то, что доход издания существенно уменьшился. Причина – резкое сокращение объемов рекламы. В период пандемии снизилась и подписка. Что тоже вполне объяснимо.
Об этом говорят и в районных газетах. С кризисом столкнулись в издании «Жизнь Правобережья». Тут так же продолжают трудиться корректоры и дизайнеры. Хотя и три раза в неделю. Отправить их на «удаленку» со всеми не представилось возможным.
Залина Сидакова, заведующая компьютерным отделом газеты «Жизнь Правобережья»: «Вам страшно работать в это время? Не отказывались прийти работать, выбрали вас и еще одну сотрудницу? – Ну, немножко страшно, а что делать? Приходится. Люди газету ждут. А как по-другому?».
Главный редактор Лидия Комаева говорит, в обычное время зарплату всего коллектива могли полностью закрывать за счет рекламной выручки. Сейчас же ситуация резко поменялась.
Лидия Комаева, главный редактор газеты «Жизнь Правобережья»: «У нас затраты в год, я не имею в виду только зарплату – зарплата, типография, отчисления от зарплаты, коммунальные платежи, бензин, расходные материалы, и так далее, более 6-ти миллионов, от рекламы мы получаем более 2 миллионов. Это мы зарплату, скажем, можем закрыть поступлением с рекламы».
Сейчас же эта статья уменьшилась более чем в четыре раза. Негосударственным СМИ еще тяжелее – сетует Тимур Мазаев – директор и главный редактор информагентства «Осетия Ньюз». Дотаций и субсидий нет, а платить по счетам надо.
Тимур Мазаев, главный редактор информационного агентства Ossetia News: «Были какие-то подписанные контракты, которые, бывает, на год вперед проплачиваются, были какие-то сбережения, накопления, которые планировалось тратить на развитие компании. В этом году посмотрим, не факт, получится ли у нас это развитие, потому что эти деньги были потрачены на зарплаты».
Тимур надеется, что средства массовой информации все же включат в программу поддержки. В Общероссийском народном фронте говорят, провели соответствующий мониторинг и уже выдвинули предложения по поддержке региональных и местных СМИ на федеральном уровне – направили их в правительство Российской Федерации. Вместе с ОНФ свои рекомендации внесли также Союз журналистов России и Минкомсвязи.
Тимур Кусов, член регионального штаба ОНФ, председатель Союза журналистов РСО-А: «Среди этих предложений основные касаются того, чтобы распространить те меры поддержки, которые предусмотрены сегодня законодательством для малого и среднего бизнеса, на СМИ, и, естественно, в том числе и на независимые СМИ, учредителями которых не являются органы государственной власти. И еще одно обращение направляется органам исполнительной власти субъектов РФ, различным другим органам власти с тем, чтобы на местах, в регионах и муниципалитетах был разработан комплекс мер по оказанию поддержки региональным и местным СМИ как отрасли, в том числе наиболее пострадавшей среди всех остальных, и как отрасли, которая выполняет сегодня очень важную, социальную миссию».
Если предложения одобрят, то средства массовой информации будут признаны пострадавшей отраслью. Что позволит им претендовать на поддержку государства.